Заметка

Мультипликаторы

Как и в любой инерционной катушке, в мультипликаторах главной деталью является шпуля. Легкость хода и сбалансированность ее определяют дальность и точность заброса, чувствительность и надежность при подмотке и вываживании. Конструктивно различаются два типа шпули: “европейский” и “азиатский”.

Свободно вращающаяся шпуля на подшипниках с осью, жестко закрепленной в одной из стенок катушки (как правило, в правой для “правых” катушек, – это так называемый “европейский” тип конструкции, который применяется в большинстве катушек классического дизайна. “Азиатский” тип конструкции, названный так условно в честь японской фирмы Shimano, которая впервые предложила эту конструкцию, имеет жесткосоединенную с осью шпулю, сама же ось вращается в опорных подшипниках Подобная система применяется преимущественно в катушках с цельным корпусом. Оба типа конструкции одинаково надежны. Шпуля “азиатского” типа немного тяжелее, однако это не влияет на ее инерционность, так как разнесенность масс от центра вращения (что, собственно, и определяет инерционность) крайне незначительна. Гораздо большее влияние на динамику вращения шпули оказывает соотношение ширины намотки лески к ее диаметру. Шпуля с большой шириной намотки (длинная шпуля) при забросе и сбеге лески не сильно увеличивает скорость вращения, поскольку диаметр намотки убывает незначительно, контроль за сходом лески проще, “перебежки” случаются реже. Шпуля с глубокой намоткой лески (узкая шпуля), получая сильный динамический рывок при забросе, раскручивается тем сильнее, чем скорее уменьшается диаметр намотки лески при ее сбеге. Эти шпули более требовательны к системе подтормаживания и контролю за сходом лески во время заброса, они не предполагают супердальних забросов, а сам заброс в значительной мере зависит от толщины и жесткости лески.

Тормозные системы

Все современные мультипликаторные катушки оборудованы тормозными системами, которые можно разделить на систему подтормаживания шпули в момент заброса и на собственную тормозную систему шпули, включаемую и регулируемую рыболовом в момент подсечки и вываживания рыбы. Подтормаживающая система может быть автоматической, которая срабатывает по принципу “больше скорость вращения – сильнее торможение”, или неавтоматической, постоянной, заранее отрегулированной самим рыболовом в зависимости от веса приманки, дальности предполагаемого заброса, диаметра и прочности лески, а также и собственного мастерства.

Автоматическая система подтормаживания шпули заимствована у изобретателя Дж. Уатта, строившего первые паровозы. Она представляет собой простой центробежный тормоз, впервые примененный еще в 70-х годах ХХ столетия. Конструктивно он выполнен в виде пластмассовых (изначально – текстолитовых) цилиндриков, насаженных на стержень (или систему в виде звездочки), жестко укрепленный на одном торце шпули поперек оси вращения. При вращении шпули грузики (их может быть от 2 до 6) под действием центробежной силы разбегаются, чуть касаясь при этом диска корпуса и тем самым затормаживая шпулю. Чем выше скорость вращения – тем с большей силой грузики прижимаются к неподвижному корпусу. Данная система проста, надежна и применяется почти на всех моделях катушек, рассчитанных на заброс приманки, но очень чувствительна к попаданию на грузики воды и особенно смазки, в последнем случае – просто перестает функционировать. Регулируемый неавтоматический подтормаживатель в простейшем варианте выглядит как винт с малым шагом резьбы, воздействующий через тарированную пружину на шарик либо конус, упирающийся в торец оси с жестко закрепленной на ней шпулей, или в прилив самой шпули. Винт снабжен делениями, вращая его, изменяют силу торможения, а заодно и величину продольного смещения шпули. Такая система с отдельными конструктивными изменениями применяется на подавляющем большинстве мультипликаторов. Она технологична, проста и надежна, менее чувствительна при попадании смазки на трущиеся части, но на некоторых моделях (чаще на крупных Ambassadour 7500 и им подобных) довольно грубовата, хотя и действенна.

На “мыльницах”, предназначенных для легких деликатных снастей и заброса приманок “веса пера”, установлен магнитный подтормаживатель шпули, позволяющий очень тонко регулировать усилие торможения ее при забросе, причем в довольно широких пределах. Принцип его действия прост: на торце шпули, противоположном приводу, установлены магнитные элементы, а на корпусе катушки имеется магнит, укрепленный на диске с делениями. Поворачивая диск, приближают или удаляют магнит от торца шпули, тем самым усиливая или ослаблял притяжение магнитных элементов, следовательно – регулируя усилие торможения. Это нехитрое устройство также технологично, занимает мало места в корпусе катушки, очень мягко работает и абсолютно не реагирует на попадание воды или смазки. Торможение шпули при вываживании рыбы осуществляется фрикционным тормозом, традиционно расположенном на оси ручки катушки. Он легко управляется большой 5-лепестковой (иногда – 4-лепестковой) “звездочкой”, которая зажата гайкой, регулирующей усилие пробуксовывания шпули. Тормозное же усилие воздействует на ведущую шестерню (то есть ручку), которая пробуксовывает относительно корпуса, а шпуля уже через ведомую шестерню получает это усилие. Таким образом, в торможении шпули участвует весь передаточный механизм, что приводит к значительным нагрузкам на зубья шестерен.

Рекомендуем приобрести: Плоскогубцы для рыбалки

Товары для рыбалки

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Публикуя комментарий Вы соглашаетесь с политикой конфедициальности данного сайта относительно указанных Вами данных.