Голавль на Дону встречается повсеместно, где только есть быстрое течение. Но всё же, излюбленными местами его обитания, и как следствие лучшими местами для его ловли, будут крутояры, образованные поворотами реки. Места эти при общем их сходстве имеют свою специфику, которая диктует некоторые особенности приёмов ловли и применяемых приманок. Общая схема ловли следующая. Сплавляясь по течению вдоль берега на расстоянии прицельного спиннингового заброса (именно прицельного, так как точность в голавлёвой рыбалке имеет первостепенное значение), делаем забросы перпендикулярно берегу или несколько вверх, или вниз по течению (вверх предпочтительнее), стараясь при этом попасть на самый урез воды.
Первый тип характерных мест ловли, это голый (песчаный или глинистый) крутояр, за которым глубина плавно увеличивается до полутора метров, после чего следует крутой обрыв на приличную глубину, иногда до восьми метров. Данный обрыв рука не поднимается назвать бровкой.
Сплавляясь ясным (хотя для голавля лучше пасмурным, но это уж кому как нравится, или как повезет) июльским деньком вдоль вышеописанного рельефа, ни в коем случае не забывая наслаждаться при этом донскими пейзажами и виртуозно планирующими на расстоянии вытянутой руки ласточками, закидываем нашу приманку (а здесь это воблерок или вертушечка) в сторону берега так, чтобы упала на самой кромке воды. Если вода подходит вплотную к крутому берегу, то полезно бывает забрасывать приманку (лучше всего этот приём работает именно с плавающими воблерами) так, чтобы она ударившись о берег, падала на воду вместе с кусочками грунта. После чего необходимо сделать небольшую паузу секунд пять. Очень часто в таких условиях голавль нападает на обездвижено лежащий на поверхности воблер. Вертушку тоже полезно бывает стукнуть о берег, но только паузы после её падения делать не нужно. Если поклёвка речного красавца не произошла сразу, начинаем медленную подмотку лески. Скорость проводки вращающейся блесны должна быть на грани срыва лепестка. В случае с воблером, это должна быть минимальная скорость, на которой приманка будет играть. Таким образом приманку следует проводить до границы мелководья или чуть более, после чего выматываем леску в стремительном темпе. На глубокой воде поклёвки по малой мере и бывают, но они редкостны, и лучше не стараться поймать голавля на глубочайшей воде, а реализовать ещё один заброс и стараться поймать там, где поклёвка наиболее вероятна.
Иногда голавль склонен клевать на верхней границе бровки, и тогда актуальным становится применение дайверов, которые проводят по мелководью с касанием дна до верхней границы свала и чуть за неё.
Такой рельеф местности бывает протяженностью от нескольких десятков до нескольких сотен метров, и если на его протяжении встретится одиноко склонившийся над водой кустик или торчащая из воды коряга, то вероятность поклёвки там гораздо выше.
Второй тип мест обычно находится выше или ниже по течению, ближе к началу и соответственно к концу поворота реки, и представляет собой более пологий, чем ранее описанный, но всё же крутой берег, частично или полностью заросший ивняком или кустарником. В таких местах мелководная часть почти полностью закрыта нависающими над водой кустами, а бровка более пологая и часто бывает закоряжена.
Удачно забросив воблер в прогалину между деревьев, не торопитесь начинать подмотку лески: очень часто голавль бьёт по приманке, лежащей на поверхности. А чтобы не чувствовать себя поплавочником, в этот момент полезно бывает придать приманке кончиком удилища еле заметное шевеление. Резкие рывки голавлю не по вкусу. Кстати, поймать голавля на поппер класса ультралайт особым успехом не увенчаются.
Многим из тех, кто увлекается ловлей на поверхностные приманки, знакомо правило: не подсекать на всплеск, а только когда почувствуете поклёвку в руку. Так вот, с голавлём всё в точности наоборот. Поклёвка этого хищника на неподвижную или еле шевелящуюся на поверхности воды приманку выглядит как небольшой бурунчик, и именно в этот момент надо делать подсечку. Дело в том, что голавль часто сначала пробует нечто внезапно свалившееся к нему на голову и, поняв подвох, второй раз он вряд ли попытается атаковать.
Иногда к торчащим из воды коряги или к опустившимся в воду ветвям деревьев прибивает стебли камыша и сорванную водную растительность. Это отдаленно напоминает карниз. Здесь приём, который не раз приносит увесистых красавцев. Нужно забрасывать приманку (воблер с небольшим заглублением, но только не нулевки) к дальнему краю карниза на расстоянии около полуметра выше по течению, когда приманка подплывёт вплотную к карнизу, после чего начать подмотку лески. При этом приманка, заглубившись на несколько сантиметров, увлекается течением под карниз и неминуемо атакуется стоящим там и поджидающим свою жертву голавлем. Такие места у голавля, по-видимому, в большом почёте, и их занимают самые солидные экземпляры. Вышеописанный приём технически несложен, а результат бывает очень весом. Попробуйте, и обязательно получится.
Третий тип. Сплавляясь ниже по течению, вероятнее всего, попадаем на третий тип мест. Берег здесь ещё более пологий, по берегам часто растёт камыш, свал в глубину тоже более плавный и нет ярко выраженной бровки. В таких местах приловом часто становится окунь, а если попалась щучка, то уже точно не туда заплыли. В таких местах голавль мельче и его меньше. Тем не менее часто так случается, что именно сюда выносит упавшие ветки, и они, торча из воды, образуют карнизы. Иногда в таких местах бывает ярко выраженный перекат. На перекате тоже стоит половить на вращающиеся блёсны и воблеры со средним заглублением. Но учитывайте тот факт, что на перекат голавль выходит лишь периодически, и при отсутствии поклёвок много времени такому месту уделять не стоит.