Кроме того, при отсутствии клёва на проверенных точках, необходим активный поиск рыбы – места её дислокации и модель поведения могут радикально поменяться, и тут главное – найти, где в данный момент держится и питается более – менее активная рыба. А уж если она найдена, заставить её клюнуть – дело техники.
Так как весь сезон открытой воды я ловлю на воблеры и на результаты не жалуюсь, то речь пойдёт именно о них, любимых. Экспериментировать можно со многими переменными: это и величина заглубления во – блера; замена натуральной расцветки приманки на кислотную, и наоборот; замена модели с шумовыми камерами на бесшумную; ширина хода воблера на твичах; изменение рисунка и ритма проводки; длина пауз… И чем быстрее спиннингист сумеет перестроиться и приспособиться к изменившимся условиям ловли, тем выше его класс.
Но, конечно, эксперименты с приманками и проводками – это хорошо, но чаще всего, особенно на крупных водоёмах, успех зависит больше от того, найдём мы или не найдём хищника. Он может быть с большей или меньшей плотностью рассредоточен по всему водоёму, а может образовывать на некоторых его участках, особенно в местах концентрации малька, порой довольно большие по плотности скопления. Я много раз сталкивался на рыбалке с меняющимся настроем и местом дислокации хищника, в частности, щуки. Хочу рассказать об умении оперативно перестраиваться напримере одного коллективного выезда со своими товарищами.
Последний месяц мы с компанией регулярно ездим на лодочную рыбалку в черте города – день сейчас очень короткий, а в нашей компашке все как один подобрались «безлошадные», поэтому далеко ездить не имеет смысла – пока доберёшься общественным транспортом, то уже пора и домой собираться. А здесь очень удобно – база УООР в сорока минутах ходьбы от дома, так что с рассветом уже можно быть на месте ловли – одном из заливов Днепра. Первые два выезда на этот залив прошли довольно успешно – щука разного размера, весом до двух килограммов, неплохо ловилась на различные глубоководные рывковые минноу, как суспендеры, так и медленно тонущие, на глубине до трёх метров; на колеблющиеся блёсны (при проводке с короткими паузами над самым дном)до четырёх метров. Поклёвки были также при проводке воблеров вдоль зарослей ещё не опустившейся кувшинки, причём, в фаворе и тут были рывковые минноу и твичинг с различными вариациями.
Оба коллективных выезда прошли хорошо, все были довольны.
И вот наступил день третьей рыбалки. Мы с товарищем приплыли на лодке на тот же залив к восьми часам утра. Двое наших знакомых подтянулись на второй лодке попозже, часам к десяти. Перед этим всю ночь шёл противный мелкий моросящий дождь, который закончился лишь в девять утра; ветра почти не было – залив со всех сторон окружён деревьями, к тому же, было очень тепло.
Выплываем и якоримся на одной из проверенных рабочих точек на глубине три метра, делаем забросы во все стороны глубоководными минноу – ни тычка… Меняем два якоря, ещё сорок минут ловли. . . Перебираем модели воблеров, заглубление, сипу и интенсивность твичей, длительность пауз – результат нулевой, рыба словно вымерла. Неизвестно, чем бы это всё закончилось, если бы я не пристегнул к поводку мелководный минноу Orbit 110 SP SR от Zip Baits и не забросил бы его по направлению к берегу, почти под самый урез воды.
Воблер довольно громко плюхнулся в воду, пауза пару секунд. . . первый «дёрг»и резкий сильный удар чуть не вырывает удилище из рук! Мимо…
Меня всегда поражало – как щука может с такой силой ударить по трёх – крючковому воблеру, и не засечься? Просто чудеса какие – то!На пятом или шестом забросе приблизительно в то же место у щуки под кило весом не выдерживают нервы и она надёжно садится на крюки воблера.
Товарищ меняет свой глубоководник на Pointer 100 SP MR и на третьем забросе «в берег» тоже ловит щуку, чуть меньше моей. Понятно. Вот ты где сегодня стоишь, дорогая! Сразу решаем изменить тактику и перейти к облову обширных отмелей с глубинами до метра, а то и того меньше. Вышло солнышко, и на мелководье стали то в одном, то в другом месте появляться буруны от разворотов охотящейся щуки, да рассыпался во все стороны испуганный малёк. Якоримся на двух метрах, с таким расчётом, чтобы делать забросы на полуметровую отмель с остатками камыша, листья кувшинки уже свернулись в трубку и опустились на дно.
Вижу щучий выход, забрасываю чуть дальше того места FX9 от Megabass, даю ему всплыть.
Без пауз вести нельзя – слишком мелко, воблер сразу наберёт на тройники травы, лежащей на дне. Воблер всплывает, из воды торчит лишь его головная часть. Делаю два не сильных, коротких рывочка, пауза, даю ему всплыть, снова «дёрг»- воблер заныривает, оставляя на поверхности воды расходящиеся круги. И сразу в том месте бурун – разворот от щучьей атаки – сидит! Товарищ, тем временем, ловит ещё одну щучку на Orbit 110 SP из – под самого берега, меняет его на дайвовский Morethan X – Cross 95 SSR и решает переключиться на ловлю на мелия успел поймать на FX9 ещё двух щучек, обе весом под килограмм. Но дайвовский воблер, как ни странно, щука кушать не желает – что-то или в нём, или в проводке моего товарища её не устраивает. Решаем сместиться в угол залива, ко входу в мелкий микрозаливчик, левее которого в глубину далеко выдаётся длинная коса, над которой глубина полметра – метр.
Приплыли наши знакомые. Они на пару часов «зависли» на своей старой проверенной уловистой точке – яме глубиной четыре метра, в которую немного «задувало» течение. Джиговали, с трудом вымучив несколько окуней и мелкого судачка. Делимся с ними информацией, и наши лодки расходятся прочёсывать отмели. Мы с товарищем заплываем в маленький заливчик метров тридцать шириной, якоримся и начинаем делать забросы «в берег»к кромке воды, и почти одновременно у обоих садится по щуке. В течение полутора часов ловим ещё по несколько щучек, начинает вечереть – осенний день, к сожалению, короткий. Подплывают знакомые – у них тоже по пять – шесть щук, одна из которых явно под два килограмма весом.
В этот раз работали, в основном, мелководные воблеры: FX9 и FX6. 6 от Megabass, Dead Float 80 и 105 от Jackson, Silent Riser от Megabass, Bent Minnow 106 от O. S. P. Глубокие же места молчали, как будто рыбы там совсем не было; я под вечер не выдержал и снова проверил глубину дипдайверами. По пути на базу встретили две лодки со знакомыми спиннингнетами – они весь день ловили на глубине и поймали всего по две мелкие щучки. Вывод из всей этой истории можно сделать один – при отсутствии поклёвок на проверенных точках, всегда нужно искать рыбу, не теряя попусту времени; при необходимости, своевременно и оперативно менять тактику ловли, при этом очень полезно включать «мыслительный процесс». Думающий, не боящийся экспериментировать спиннингист в подавляющем большинстве случаев будет с уловом.