Первым делом нужно осмотреть новый водоём: не торопясь пройтись вдоль берега, понаблюдать за водной поверхностью и постараться запомнить – где плещется рыба. В то же время, следует приметить неглубокие места с корягами, густой растительностью, водорослями и тиной, камышами и тростником. Желательно осмотреть места, где в водоём впадают ручьи или иные притоки. В озёрах, расположенных в чаще леса, следует искать чистые места – «окна» – под нависающей растительностью.
Затем необходимо изучить дно водоёма, его рельеф и состав. Берётся верёвка или прочная леска метров 20-45 длиной, к ней прикрепляется груз весом от 40 до 160 грамм, причём края его должны быть острыми. Грузило закидывается в воду чуть в стороне от будущего места ловли, или же можно пройтись с ним некоторое расстояние вдоль берега, периодически закидывая в воду.
Когда груз ляжет на дно, его медленно тянут на себя, следя за его движением. Если тянуть тяжело, а также наблюдаются скачки и рывки, то значит, что дно имеет неровный рельеф.
На берегу грузило внимательно осматривают. Если грузило чистое и шло ровно, то здесь, скорее всего, на дне песок или твёрдая глина. Если оно чистое, но по дну двигалось с рывками, то вероятно, здесь каменистое или галечное дно. Тяжёлый ход груза и остатки ила или глины на нём говорят о том, что дно здесь покрыто илом или глиной. Остатки водорослей, налипшая тина, корни говорят о том, что здесь достаточно заросшее дно. Чтобы составить полное представление о донном рельефе, грузило забрасывают ещё по несколько раз слева и справа от первого заброса.
Когда есть уверенность в безопасности дна, что нет мусора и коряг, за которые может зацепиться крючок, измеряют глубину водоёма. Для этого используют поплавок, смещая его вверх или вниз по леске. Если поплавок лежит на воде, то, значит, крючок либо погрузился в ил, либо лежит на дне. Поплавок в таком случае опускают ниже по леске, продолжая периодически забрасывать, пока он не примет ровное положение, перпендикулярное поверхности воды.
Необходимо также учитывать течение, его направление и скорость. С этой целью достаточно кинуть в воду хлебную корку и понаблюдать за её движением.